Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»

Подготовила инструктор по физическому развитию в МБДОУ №95 Гояева И.М.

В последние годы особое значение в педагогической науке приобрела проблема формирование личности.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника (социальных, культурных, гигиенических и др., одно из важных имеет физическая культура.

Роль ее уникальна в плане комплексного развития всех аспектов целостной личности: психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного. Физическая культура постепенно подготавливает ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. А результативность достигается с помощью всей системы средств - упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов. Однако наибольший удельный вес приходится на долю физических упражнений.

В период дошкольного детства возникают и развиваются разнообразные группы физических упражнений. Их значение состоит в активном воздействии на функциональное состояние организма (обмен веществ, выработка адреналина - гормона, тонизирующего все жизненные процессы, а также на личность, их выполняющую. Суть в том, что объект воли и сознания ребенка - его собственное тело, его моторика, так называемое физическое Я. Регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий, сопровождаются насыщенными эмоциональными переживаниями - борьбой за лучший результат. Ребенок знакомится с разнообразными двигательными умениями, навыками, познает свои «темные мышечные чувства», учится управлять своими «живыми движениями». Постепенно переходит от утилитарных упражнений к культуре движений. Это создает условия для разработки новых педагогических технологий, цель которых - использовать средства физической культуры в качестве предпосылки физического и личностного развития детей.

В современной психолого-педагогической науке укрепилось утверждение: человек как личность рождается многократно, на протяжении всего периода онтогенетического развития. Вот почему начало развития личности нельзя обозначить четким рубежом. Личность - это форма существования человека, которая поначалу занимает едва заметное место среди других, более примитивных форм его существования, затем все большее и большее и, наконец, становится абсолютно преобладающей.

Оценивая себя по личностным качествам в границах хороший - плохой, ребенок ориентирован общее эмоционально положительное отношение к себе, на идеальное представление о своем Я независимо от реального поведения. Постепенно у него возрастает способность мотивировать самооценку. Дети 4-5 лет связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а оценочными отношениями окружающих.

В 5-6 лет они уже обосновывают положительные характеристики о себе с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. При формировании у детей самооценки одну из главных функций могут выполнять рефлексивные методы работы. Рефлексивность ученые рассматривают как способность выходить за пределы собственного Я, осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством сравнения образа своего Я с какими-либо событиями, личностями. Рассматривают и как умение конструировать и удерживать образ своего Я в контексте переживаемого события, как установку по отношению к самому себе в плане своих возможностей, способностей. С помощью рефлексивных методов работы ребенок учится проявлять и переживать свои эмоции, овладевать и управлять ими. Именно эмоциональные явления как посредники между регулирующим и регулируемым могут выступать наиболее ранним индикатором изменений в процессе становления личности. У дошкольника эмоциональные переживания успешно формируются в таком виде деятельности, как игра. С одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся способы и привычки эмоционального реагирования, с другой формируются новые качества поведения, развивается и обогащается эмоциональный опыт (Д. Б. Эльконин).

В физическом воспитании дошкольников игровой метод используется в виде игровых упражнений. Дети разыгрывают такие действия, как подражание животным, птицам, явлениям природы. Иными словами, все, что увлекает, настраивает на положительные эмоции. Эмоции побуждают повторять двигательное действие многократно, а образец, соответствующий характеру разучиваемого двигательного действия, помогает создавать правильное зрительное представление.

Рефлексивно-игровые технологии – это авторские технологии. Направлены они на сотрудничество взрослого и ребенка, на диалогичность, формирование у него деятельностно-творческого характера, предоставление свободы для принятия самостоятельных решений. С их помощью, т. е. в процессе выполнения задания, дети учатся осознавать и анализировать не только двигательную деятельность, но и свое собственное психологическое состояние.

В группах старшего дошкольного возраста рефлексивно - игровые технологии дают детям возможность раскрыть свое Я.

Важная роль здесь отводится методу личностной перспективы – помогает поверить в собственные силы. Метод этот формирует у детей умение выступать инициатором двигательной деятельности, иметь собственную позицию в ее построении, объяснять и оценивать свои действия, физические возможности (особенности физической подготовленности, самостоятельно находить и исправлять ошибки, стремление получить задуманный результат.

На основе самооценки возникает саморегуляции собственной деятельности (контроль над свои поведением). Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля друг за другом: когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», повышается требовательность к своей деятельности, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с деятельностью других. Иными словами, ситуация самоконтроля дает стимул для освоения навыка самоконтроля. Направленность ребенка на собственные внутренние и внешние действия рождает способность управлять собой, оценивать себя.

Особого внимания требуют те, у кого уровень физической подготовленности низок, кого характеризует негативное самовосприятие, низкая самооценка, безразличие к себе. Задача педагога – повысить представление ребенка о собственной значимости. Какими приемами? Включением неуверенных в игры эмоционально яркого содержания, положительной оценкой малейших достижений, накоплением положительного опыта общения со сверстниками в подвижных играх, обогащением опыта эмоционального переживания. На занятиях физической культурой неуверенные в себе дети нуждаются в замедленном показе упражнения с указанием, на какой элемент техники необходимо обратить особое внимание. Наиболее сложные упражнения педагог демонстрирует в различных плоскостях, многократно повторяя показ в процессе занятия.

Эффективен прием специального обучения - описание собственных действий, т. е. всех действий, что следует выполнить практически. Что дает такая методика? Побуждает предварительно обдумывать свои действия, контролировать их. Одновременно появляется возможность устранять ошибки. А это делает процесс формирования двигательного навыка управляемым.

Результат: у ребенка исчезает чувство скованности, проявляется вера в свои силы, способности.

«Ориентирующую» и «стимулирующую» функции выполняет оценка, данная педагогом. Но с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка, сравнения его сегодняшних положительных успехов в двигательной деятельности с прежними достижениями.

Какие еще факторы вызывают изменения в сознании детей и, следовательно, повышают объективность самооценки? Отметим важность развивающих игр физкультурной тематики.

Побудительное содержание - сравнивать, анализировать, обобщать - активизирует мыслительные операции (память, внимание, восприятие, приучает принимать решения самостоятельно, контролировать свои действия. Выполняя правила игры, дети учатся замечать сходство и различия в технике выполнения упражнения, выделять элементы двигательного действия, сравнивать их.

На этапе младшего дошкольного возраста задачи развивающих игр должны быть направлены на:

- выявление знаний о простых движениях, закрепление умений выполнять их по образцу;

- узнавание разных видов физических упражнений, умение различать их элементы;

- нахождение сходства в технике движений;

- расширение представлений о предметах, с помощью которых выполняются физические упражнения.

В чем основная цель взрослого при организованном обучении? Не ограничивать инициативу и самостоятельность детей. Даже на целенаправленных обучающих занятиях более значимо не прямое, а косвенное обучение. При косвенном же педагог намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка. Вполне эффективно также прямое обучение. Однако при этом - в подтверждение установок личностно ориентированного подхода - инициатива и свобода самоопределения ребенка не должны страдать. Важно, чтобы и при прямом обучении ребенок оставался субъектом собственных действий. Это залог успешного формирования его объективной самооценки.